Укр Eng

Преса про нас

23.10.2006

В рейтинге 200 наилучших университетов мира (The Times Higher Education Supplement) вы не найдете ни одного украинского университета. Боюсь вас разочаровать, но вы также не найдете их даже в списке 500 лучших университетов. Ситуация с экономической наукой еще более катастрофическая - учебные курсы в университетах напоминают симбиоз марксизма и начальных курсов economics, а о мировых научных журналах в этой сфере большинство студентов и аспирантов только слышали.

Исправить ситуацию в стране решили за счет частного капитала. Так, Фонд Виктора Пинчука и Консорциум экономического образования и исследований (EERC) презентовали начало реализации своего совместного проекта - создания Киевской школы экономики (Kiev School of Economics - KSE). Опираясь на финансовые вливания группы «Интерпайп» в размере $10 млн., в течение ближайших лет EERC будет преобразована в отдельную, независимую от Киево-Могилянской Академии школу.

 Зачем бизнесменам школа?

Создание KSE - не первая попытка привлечь бизнес к финансированию высшего образования. Например, магистерскую программу по экономике EERC ранее поддерживали и «Интерпайп», и СКМ через Фонд «Развитие Украины» (сумма составила $300 тыс.). Здесь также можно упомянуть и создание в этом году компанией «СКМ» экономического исследовательского центра БЭСТ, который возглавила известный экономист Ирина Акимова.

Нынешние $10 млн. - самая серьезная инвестиция украинского бизнеса в  образование. Конечно, это не $80 млн., которые тратятся, например, собственником СКМ Ринатом Ахметовым на ФК «Шахтер».

Миллионы, которые потратят на школы и экономические исследования, вовсе не благотворительная помощь. Эффект от этих инвестиций может почувствовать  и экономика страны. Первоочередная проблема, которую планируют решить с помощью частного капитала, - нехватка на украинском рынке квалифицированных экономистов и менеджеров, невозможность воспитать их на экономических факультетах традиционных украинских вузов. Это приводит к необходимости «покупки» кадров за рубежом. Достаточно взглянуть на топ-менеджмент крупнейших компаний, чтобы понять, насколько серьезен кадровый голод в крупном украинском бизнесе. Как заметила Светлана Бочарова, директор по развитию EERC, уже сегодня на выпускников программы в Украине существует огромный спрос, и в дальнейшем эта тенденция будет только увеличиваться. «Если раньше большинство наших выпускников уезжало учиться на программы PhD за рубеж, так как в Украине они были не востребованы, - говорит г-жа Бочарова, - то сегодня уезжают 1-2 человека, и нередко случается, что EERC получает вакансии компаний, но «свободных» студентов уже нет».  

Вторая задача - стимулирование отношений между бизнесом и наукой, а также налаживание контактов с ведущими западными специалистами и экономистами, участвующими в программе. По словам Дмитрия Боярчука, исполнительного директора «CASE Украина» и одного из выпускников EERC, «заинтересованность крупного бизнеса в развитии экономической науки в Украине объясняется в первую очередь стремлением крупных собственников стать более цивилизованными и наладить контакты с западной интеллектуальной элитой». Так, в число совета директоров EERC сегодня входит сразу ряд общемировых «светил» экономической науки. Например, Роберт Кэмпбел из Университета Индианы или всемирно известный Андерс Ослунд, старший научный сотрудник вашингтонского Института мировой экономики. Последний опекается не только образовательным уровнем EERC (а теперь - и Школы), но и, если верить г-же Бочаровой, активно помогает ей в привлечении средств, в том числе со стороны крупных украинских доноров. По словам директора по развитию Киевской школы экономики, «именно г-н Ослунд открывает перед нами двери крупного бизнеса, прежде чем мы в них войдем».

И, наконец, главное предназначение сотрудничества крупного бизнеса и экономического образования - это создание в долгосрочной перспективе костяка экономических исследователей, которые смогут модернизировать украинскую экономику, а ее предприятия - сделать конкурентоспособными на мировом рынке. Так, по словам гендиректора БЭСТ Ирины Акимовой, чаще всего создание школ, подобных KSE, «не имеет мгновенной практической отдачи для тех предприятий, которые в эти школы инвестируют. Но предприниматели понимают, насколько важно развивать в Украине экономическое образование по международным, а не украинским стандартам. Поэтому для того, чтобы придать таким проектам, как EERC, необходимую стабильность и долговечность, они и начинают в них инвестировать». А по словам президента Фонда Виктора Пинчука Томаса Эймонда-Ларитаза, будучи высококвалифицированными специалистами, будущие выпускники Школы смогут оказывать влияние на тех, кто будет формировать украинскую политику и экономику в будущем.

Кстати, именно возможностью влияния на экономическую политику и участием в ее формировании объясняется также заинтересованность бизнеса в профильных исследованиях.

Борьба за конкурентоспособность

Одной из амбициозных целей создания Школы является ее международное признание. Такой себе light-Гарвард в украинском варианте (название, стараниями СМИ уже закрепившееся за KSE), в целях которого - выход на лидирующие позиции на рынке экономического образования на всем постсоветском пространстве, в том числе среди стран Центрально-Восточной Европы. Пока что наиболее успешным проектом подобного рода в этой части мира является создание Центральноевропейского университета (ЦЕУ), который был полностью профинансирован Джорджем Соросом. Это первый довольно успешный опыт функционирования частного университета.

Подобные амбиции присущи не только Киеву, но и Москве. Там уже не первый год существует Российская школа экономики, которую также на первом этапе финансировал Джордж Сорос. Начиная с прошлого года, над созданием российской программы МВА мирового уровня «колдуют» сразу 30 крупнейших российских бизнесменов во главе с Рубеном Варданяном, председателем совета директоров группы компаний «Тройка Диалог». Цель российских предпринимателей - создать в РФ бизнес-школу «Сколково» и добиться ее вхождения в мировой рейтинг бизнес-школ. Для достижения своих целей российский бизнес намерен инвестировать в создаваемые МВА $125 млн. со стороны бизнес-структур и еще 3 млрд. руб. - из федерального бюджета. Стоимость обучения планируется на уровне $50 тыс., что не сильно отличается от уровня западных школ.

Как потратить

В случае с KSE гранты - основная форма сотрудничества с крупным бизнесом. Сегодня в число украинских доноров Школы входят 12 небольших (по уровню дотаций) компаний, сотрудничество с которыми проходит именно в форме грантов. Эти компании, в числе которых - «Драгон Капитал», Тас-комерцбанк, «Союз Виктан», а также недавно присоединившаяся к программе компания «Славутич», берут на себя оплату обучения одного или двух студентов, которые затем, по окончании Школы, автоматически переходят на работу в эти компании. Ряд мелких компаний даже основывают именные стипендии для студентов в размере $10 тыс. Помимо этого, сегодня руководством Киевской школы экономики также рассматривается вопрос создания системы кредитования обучения для своих студентов, для чего с рядом украинских банков ведутся переговоры. Но, как отмечает Томас Эймонд-Ларитаз, говорить с банками в Украине пока нелегко - «банковская система к этому еще не совсем готова».

Гранты на обучение студентов будет предоставлять и сама KSE за счет своего бюджета. В свою очередь, этот бюджет будет наполняться из целого ряда источников. Первый (который, в принципе, и позволил заняться созданием Киевской школы экономики) - это Фонд Виктора Пинчука, с которым не так давно EERC подписала Меморандум о сотрудничестве. Согласно Меморандуму, в течение последующих 10 лет на развитие KSE Фонд выделит $10 млн. В среднем ежегодная сумма дотаций будет составлять порядка $1 млн., хотя, по словам г-на Эймонда-Ларитаза, может поддаваться корректировке в зависимости от потребностей Школы и того, насколько велико будет привлечение инвестиций со стороны других доноров. Другой крупный инвестор - украинская компания «СКМ», дотации которой варьируются в пределах $150-200 тыс. в год. К финансированию программы также причастны 10 иностранных компаний и организаций. В том числе - Мировой банк, Фонд Евразия, фонды Форда и Сороса, правительства Швеции, Норвегии и Финляндии. Их гранты на нужды EERC составляют по $100-300 тыс. 80% преподавателей EERC - представители украинской экономической элиты, получившие дипломы PhD за рубежом и работающие в EERC на постоянной основе. Еще 20% - известные зарубежные экономисты, приезжающие на краткий срок для того, чтобы прочитать студентам программы свои лекции. В Киевской школе экономики эту пропорцию намерены сохранить. И хотя в дальнейшем, возможно, и будет некоторое увеличение количества «звездных» лекций, о переходе к постоянному сотрудничеству с западными преподавателями речь не идет. Зарплаты в украинской и западной системах образования пока несоизмеримы.

По словам представителей EERC, сейчас годовой бюджет программы, рассчитанной на 100 студентов, составляет около $1 млн. По словам Томаса Эймонда-Ларитаза, уже в среднесрочной перспективе число студентов будет удвоено. Стоимость образования, как и в EERC, составит $10 тыс. в год. Это не такая уж маленькая сумма - в ЦЕУ год обучения на магистерской программе стоит 8900 евро.

Сумму оклада как западных, так и украинских профессоров, читающих лекции в EERC, ни в ее «правопреемнице» - Киевской школе экономики, ни в Фонде Виктора Пинчука уточнить не смогли, но мягко намекнули, что она «будет стимулировать к приезду в Украину». Как можно выяснить на веб-портале Гарварда, заработная плата преподавателей в этом самом престижном учебном заведении мира начинается с $50 тыс. в год, максимальная годовая компенсация в этом университете достигает $350 тыс.

К тому же, по словам г-на Эймонда-Ларитаза, иностранные преподаватели, которые будут читать лекции в KSE, заинтересованы в сотрудничестве со Школой не только финансово - кроме прочего, здесь они смогут воспитывать студентов непосредственно для своих университетов. Как отмечал в разговоре с президентом Фонда Пинчука Пол Грегори, уровень образования ряда студентов программы EERC на порядок выше того, который демонстрируют студенты западных вузов.

Еще одна, хоть и значительно меньшая часть бюджета KSE предусмотрена на развитие исследовательских программ. При этом сказать, каково точное распределение средств между образовательными и исследовательскими программами, затруднилось даже руководство самой Школы - здесь она также полностью зависима от заработанных грантов и дотаций. Так, уже третий год в EERC существует исследовательский центр, средства на который в размере $900 тыс. на три года предоставил Мировой банк. Помогает KSE и Фонд Сороса, предоставивший трехлетний грант на проведение летних школ. По словам Эймонда-Ларитаза, в будущем планируется увеличение не только исследовательских программ, но и создание в KSE (совместно с одним из западных университетов) программы PhD. Не исключена также в перспективе возможность для ее выхода за рамки экономтеории и создания более прикладных программ - по финансам и экономической политике.

Впрочем, прежде чем говорить о признании, KSE придется пройти немало этапов. Для начала - получить лицензирование и государственную аккредитацию. Но даже после того как Школа заработает, по словам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, мгновенного признания, в том числе и международного, ждать не стоит. По мнению г-на Бураковского, для того чтобы о KSE заговорили, должно пройти хотя бы пять-семь лет, ведь подобные школы становятся известными не сами по себе и не из-за бренда. Признание к ним приходит вместе с личными достижениями и известностью самих выпускников.

Пример Виктора Пинчука не одинок. По словам Анатолия Заболотного, директора Фонда «Развитие Украины» (СКМ), сегодня Фонд рассматривает сразу несколько проектов, связанных с последипломным образованием по другим специальностям. Кроме того, в ноябре он рассмотрит и большой амбициозный проект по реформированию целой сферы системы образования.

Структура доходов и расходов западного университета (в %) 

 Обучение студентов 27
 Исследовательские гранты 28
 Инвестиционный доход от университетского фонда пожертвований 45


Расходы

 

 Заработная плата 55
 Студенческие гранты 4
 Покупка оборудования и материалов 8
 Оренда помещений 12
 Другие расходы 22

Источник: Harvard University Financial Statement 2004-2005 yy. 

 

Share |

Повернутися до списку статей

Відео

RSS Все відео
19.02.2023

6-й Український ланч під час Мюнхенської конференції з безпеки

19.01.2023

УКРАЇНСЬКИЙ СНІДАНОК У ДАВОСІ 2023 | Володимир Зеленський, Борис Джонсон, Віктор Пінчук

08.03.2022

The War in Ukraine and the Future of the World Online conversation

21.02.2022

5-й Український ланч у Мюнхені з питань безпеки України та Європи

Сторінки 1 2 3 4 5 ... із 5
 

Новини

RSS Усі новини

З УКРАЇНИ: СМІЛИВІ МРІЯТИ @ ВЕНЕЦІЯ 2024 Подія в межах офіційної паралельної програми 60-ї Міжнародної мистецької виставки La Biennale di Venezia Представлено Фондом Віктора Пінчука та PinchukArtCentre

22.04.2024

Фонд Віктора Пінчука та PinchukArtCentre представляють виставку «З України: Сміливі мріяти», що увійшла до офіційної паралельної програми La Biennale di Venezia. Виставковий проєкт експонуватиметься у Palazzo Contarini Polignac у Венеції з 20 квітня до 1 серпня 2024 року.

У Полтаві відкрили надсучасний реабілітаційний центр для поранених військових RECOVERY

12.04.2024

Відтепер інноваційний реабілітаційний центр для військових RECOVERY працюватиме і в Полтаві. Це вже 12-й центр всеукраїнської мережі, яку заснували Віктор та Олени Пінчуки задля допомоги Силам безпеки й оборони України. Тут зможуть отримувати безоплатні й доказові реабілітаційні послуги 2000 військових щороку.

В одеському реабілітаційному центрі RECOVERY Віктора та Олени Пінчуків запрацювало друге відділення

01.04.2024

В Одесі відкрили ще одне відділення інноваційного реабілітаційного центру RECOVERY, який надає безоплатну допомогу пораненим військовим із квітня 2023 року. Відтепер тут щороку зможуть відновлюватися понад 1500 захисників і захисниць України.


Сторінки 1 2 3 4 5 ... із 5
Створення та підтримка сайту: Креативна агенція «Арт Депо»